Пятница, 17.05.2024, 11:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
 начальная общеобразовательная школа №615 Адмиралтейского района
 
Санкт-Петербург

Для вас
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статья Использование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученика

Использование ИКТ для эффективного

сотрудничества логопеда и ученика

 

учитель-логопед Иванова О.А. ГБОУ НОШ № 615

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

Информационно-коммуникационная компетентность учителя-логопеда – это не просто совокупность знаний, умений, навыков учителя, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и способность ориентироваться в информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств, к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в изменившихся условиях специального образования с помощью элементов информационных технологий.

В течение многих десятилетий в отечественном специальном образовании сложилась система логопедического воздействия, которая предусматривает как групповые формы коррекционной работы, так и индивидуальные занятия с детьми.

 

Логопедическое воздействие

 

индивидуальное

групповое

 

 

В настоящее время в связи с изменением условий оказания логопедической помощи детям использование традиционных приемов работы не всегда позволяет получить желаемый результат. В связи с этим проблема результативности логопедического воздействия в настоящее время не теряет своей актуальности, так как при недостаточности или низкой результативности коррекционного воздействия в дошкольном возрасте ребенок с недоразвитием речи оказывается неготовым к обучению в условиях общеобразовательной школы.

Одним из важнейших направлений поиска в отечественной логопедии является поиск путей и способ активации внимания ребенка с недоразвитием речи на логопедическом занятии и в связи с этим повышение его заинтересованности. Так, применение компьютерных технологий в работе учителя-логопеда позволяет реализовать следующие задачи:

  1. Повышение мотивационной готовности ребенка.
  2. Развитие навыков зрительно-моторной координации.
  3. Изменение подходов к использованию средств наглядности (т.е. кроме плоскостного изображения используются целые модели).

Компьютерные задания могут использоваться в любой части логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу; в середине – для подачи основного материала; в конце – для закрепления полученных знаний.

В структуру занятия могут включаться как одинаковые, так и различные по типу задания.

Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психо-эмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлены на работу всех анализаторных систем.

В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа.

            Она осуществляется с опорой на наглядность. Для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка, слишком рано включенного в аудио – и видеосреду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.

Поэтому необходимо уделять значительно больше внимания возможностям информационно-коммуникативных технологий и шире внедрять их в традиционные формы коррекционно-логопедической работы. Использование учителем-логопедом элементов компьютерных технологий позволяет построить новый «обходной» путь обучения.

Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивными. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действие ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью.

В то же время использование обучающих программ в работе с детьми дошкольного и школьного возраста ограничено гигиеническими требованиями: ребенок 5-7 лет может «работать» за компьютером не более 5-7 минут два раза в неделю. Поэтому логопед на индивидуальных занятиях может использовать только элементы компьютерных технологий, включая упражнения, предложенные в компьютерном варианте, в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия.

На подготовительном этапе работы над звуком при проведении артикуляционной гимнастики логопед проводит занятие перед зеркалом, предлагая ребенку при реализации движения опираться на показ взрослого и на изображение артикуляционной позы на картинках или фотографиях. Этот вид работы требует многократного повторения одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Постепенно интерес детей к этому виду работы ослабевает, и логопеду приходится преодолевать явное или скрытое сопротивление детей.

Использование в качестве опоры картинок и символов, включенных в мультимедийную презентацию, позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. Ребенок может сам выбрать, опираясь на символы, те упражнения, которые предлагает взрослый.

При автоматизации и дифференциации поставленных звуков вместо традиционных картинок можно использовать мультимедийные программы, позволяющие выводить на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок может не только называть появившуюся на экране картинку, он может, постепенно осваивать действия с мышкой, находить нужную картинку в имеющейся программе.

Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков могут быть предложены родителям вместо традиционных рекомендаций на стенде, во время проведения консультаций, например, я использую информационное пространство – Интернет, как средство для общения с родителями, своего рода on-line консультации.

Например, презентация по артикуляционной гимнастике «Знакомство с Язычком».

Фрагмент презентации по артикуляционной гимнастике можно посмотреть  полном варианте по ссылке.

Слайды составлены по всей теме «домашние животные»

Таким образом, хочется отметить большую роль компьютерных технологий в развитии и коррекции речи за счет более высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность по-новому.

 

 

 

 

 

 

Поиск
Архив записей

Copyright © 2024