Пятница, 03.05.2024, 02:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
 начальная общеобразовательная школа №615 Адмиралтейского района
 
Санкт-Петербург

Для вас
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проект ОЭР по теме: "Формирование метапонятий в режиме диалога учебных

ПРОЕКТ

 опытно-экспериментальной работы по теме:

"Формирование метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин

 начального образования"

 

  1. Краткая аннотация ОЭР

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение трех групп образовательных результатов. В частности, в группу метапредметных результатов входят не только универсальные учебные действия, но и метапонятия. Формированию УУД в последнее время посвящено много методической литературы, формирование метапонятий исследовано в значительно меньшей степени.  К метапонятиям относятся такие понятия, которые используются  в разных предметных (научных) областях, обозначаются одним термином, имеют хотя бы один общий признак и  могут обладать различными частными существенными признаками в зависимости от предметной (научной) области. Поэтому формирование метапонятий на одной школьной дисциплине невозможно, необходим диалог учебных дисциплин.

Основанием для выполнения исследования является социальный заказ - развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, поиск путей повышения качества образовательных результатов.

Важной задачей реализации ФГОС становится развитие способности к переносу знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, формирование системного мышления. Это делает особенно значимым формирование метапонятий, реализацию диалога учебных дисциплин.

Таким образом, настоящее исследование направлено на реализацию ФГОС. 

                Научная и практическая ценность ожидаемых результатов исследования определяются тем, что в его итоге будут 

  1. экспериментально установлены и охарактеризованы уровни овладения метапонятиями учащимися начальной школы;
  2. выявлены методические условия эффективного формирования метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин;
  3. подготовлены методические рекомендации для учителей, работающих в начальных классах, по формированию метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин.

 

Результаты исследования будут востребованы всеми участниками образовательного процесса, а именно:

  • обучающимися, так как экспериментальная работа направлена на удовлетворение их личностных образовательных запросов. В условиях учебно-воспитательного процесса это достигается за счет диалога учебных дисциплин, использования технологий творческого характера, личностно ориентированных и здоровьесберегающих технологий;
  • родителями (законными представителями), заинтересованными в получении ребенком качественного образования в комфортных условиях, развитии и формировании компетентностей, способствующих его успешной реализации в обществе;
  • педагогами, заинтересованными в успешной подготовке обучающихся, в развитии профессиональной педагогической культуры. Возможность реализоваться личностно и профессионально способствует переходу на новое методическое мышление, приводит к обеспечению социальной и психологической защиты педагогов;
  • администрацией, реализующей концепцию развития образовательного учреждения в целях внедрения ФГОС, реализации  междисциплинарного взаимодействия, и нуждающейся в методике формирования метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин;
  • системой профессионального педагогического образования при чтении курсов, связанных с междисциплинарным взаимодействием и получением метапредметных образовательных результатов;
  • системой повышения квалификации учителей по проблеме повышения качества метапредметных образовательных результатов;
  • педагогическим сообществом, заинтересованным в получении новых методических продуктов, отвечающих современным требованиям к образованию и способствующих развитию всей образовательной системы;
  • социумом, заинтересованным в подготовке культурной, образованной личности, способной к самообразованию, к осознанному выбору положительной стратегии жизни и направления дальнейшего образования.

 

Школа остро нуждается в научно обоснованной, апробированной и доступной учителю  методике  формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин.

 

  1. Цели ОЭР

Разработать методику формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин  с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования

Организовать совместно с ИМЦ Адмиралтейского района стажировочную площадку для учителей района по отработке методики формирования метапонятий в начальной школе

 

III. Задачи ОЭР

  1. Определить, какие метапонятия целесообразно и необходимо формировать в начальной школе.
  2. Дать рабочие определения каждого метапонятия, выделив существенные метапризнаки и существенные предметные признаки понятия. 
  3. Определить уровень овладения каждым метапонятием на начальной ступени обучения.
  4. Согласовать рабочее календарно-тематическое планирование и определить время и место введения каждого метапонятия.
  5. Провести серию констатирующих экспериментов для выявления уровня владения учащимися метапонятиями.
  6. Выявить методические условия формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин и апробировать предложенную методику.
  7.  Создать методические рекомендации для учителей, работающих в начальной школе, по формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин  с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования.

 

  1.  Программа ОЭР

 

Этап работы

Задачи этапа

Основное содержание работы

Планируемый результат

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

Сроки выполнения

Подготовительный

1.Определить, какие метапонятия целесообразно и необходимо формировать в начальной школе.

2.Дать рабочие определения каждого метапонятия, выделив существенные метапризнаки и существенные предметные признаки понятия. 

3.Определить уровень овладения каждым метапонятием на начальной ступени обучения.

4.Согласовать рабочее календарно-тематическое планирование и определить время и место введения каждого метапонятия.

 

1.Создание временного научного исследовательского коллектива (ВНИК) педагогов по проблеме исследования

 

2.Анализ рабочих программ учебных дисциплин и требований к образовательным результатам ФГОС НОО

3.Составление дефиниций понятий. 4.Проведение научно-методического семинара

 

 

 

 

 

 

 

Составление согласованного календарно-тематического планирования

Список метапонятий, которые необходимо и целесообразно формировать в начальной школе

 

 

Рабочие дефиниции метапонятий, учитывающие уровень овладения понятием на начальной ступени обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласованное календарно-тематическое планирование с выделением метапонятий

Рабочее совещание учителей, работающих с начальными классами

Протокол заседания  ВНИК   по проблеме исследования

 

 

Программа научно-методического

Семинара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол рабочего совещания

2013 учебный год

сентябрь-декабрь

Основной

1.Провести серию констатирующих экспериментов для выявления уровня владения учащимися метапонятиями.

2.Выявить методические условия формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин и апробировать предложенную методику

 

1.Проведение серии констатирующих экспериментов

2.Разработка и апробация  методики формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин

3.Проведение научно-методического семинара и открытых уроков для учителей района по общей тематике исследования: «Формирование метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин»

1.Выявление уровня владения учащимися метапонятиями

2.Выявление методических условий формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин

3.Публикация 3 научно-методических статей

 

Программа семинара, конспекты открытых уроков,

Выходные данные статей

 

январь2014- май -2014 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

Заключительный

1.Создать методические рекомендации для учителей, работающих в начальной школе, по формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин  с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования

1.Проведение семинаров и открытых уроков для учителей района и города

2.Написание методических рекомендаций

3.Издание методических рекомендаций для учителей

Методические рекомендации для учителей начальных классов по  формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин  с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Повышение качества образовательных результатов учащихся начальной школы, прежде всего повышение уровня владения метапонятиями.

Диссеминация педагогического опыта

Итоговый отчет

Методические рекомендации для учителей

(брошюра)

2015-2016

учебный год

 

V. Конечный продукт(ы) ОЭР:

Методические рекомендации для учителей начальных классов по  формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин  с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования.

Серия статей по проблеме исследования.

 

VI. Ресурсное обеспечение:

  • кадровый состав, готовый к исследовательской и научно-методической деятельности;

80% - учителей, участников исследования, имеют высшее специальное образование и высшую категорию, 100% учителей имеют специальную подготовку для работы с компьютерной и цифровой техникой и прошли повышение квалификации  по направлениям: «Содержание и организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения», «Формирование УУД на предметах гуманитарного цикла начальных классов»,  «Метапредметный подход к обучению в начальной школе» Существует положительная динамика участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, что способствует диссеминации опыта педагогов и повышению мотивации к педагогической деятельности. Участие в конкурсах профессионального мастерства рассматривается в школе как горизонтальная карьера педагога.

Организация методической работы строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе к управлению, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов. Такой процесс носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности, включает широкий набор видов, форм и содержания. Планируемое исследование будет способствовать повышению профессиональной компетентности всех учителей.

Ожидаемый результат планируется:

1. в отношении достижений педагогов: совершенствование профессиональной и технологической компетентности, овладение новым методическим мышлением, связанным с переходом на новые ФГОС, организация системного профессионального роста, расширение возможностей горизонтальной карьеры, реализация целей и ценностей образования.

2. в отношении достижений учащихся: развитие качеств субъекта познавательной деятельности, подготовка к самообразованию в будущем, интеллектуально-познавательных способностей, нравственное и физическое развитие.

 

  • предложение по кандидатуре научного руководителя

Воюшина Мария Павловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И.Герцена

 

  • материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР

100 % кабинетов оснащены телевизорами с CD-магнитофонами, аудиотехникой. Функционирует современный лингафонный кабинет. Действуют один компьютерный класс и два мобильных.

Оборудованы отдельные помещения для работы службы сопровождения: кабинет психолога, логопеда, социального педагога, медицинский кабинет.

Для информационно-компьютерной деятельности используется лицензионное программное обеспечение: пакет «Первая помощь». Действует локальная внутренняя сеть, используется авторизированная система управления «Аверс», открыт доступ в систему Интернет. Используются интерактивные доски Smart Board (ИД). В десяти классах установлено «Автоматизированное рабочее место учителя». Оно включает в себя интерактивную доску со встроенным короткофокусным проектором, компьютер, лазерное многофункциональное устройство (принтер, копир, сканер), веб-камеру, документ-камеру, комплект программного обеспечения для начальной школы.

Техническое, программное, лабораторное обеспечение школы происходит за счёт бюджетных и внебюджетных средств.

 

  • финансовая обеспеченность ОЭР за счет бюджетных и внебюджетных средств.

 

VII. Критерии и показатели эффективности ОЭР, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом реализации эксперимента

Критериями эффективности исследования являются:

  • положительная динамика в овладении метапонятиями,   повышение качества знаний учащихся начальных классов;
  • становление готовности учителя к формированию метапонятий и организации диалога учебных дисциплин;
  • рост профессиональной активности и компетентности (участие в проведении исследования,  анализ хода и итогов работы, выступления на МО и семинарах, подготовка открытых уроков и публикаций, внедрение методов и приемов формирования метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин), переход на новое методическое мышление.

Система мониторинговых исследований

 

            Для оценки эффективности исследования предполагается проведение мониторинга по традиционным и по новым критериям по следующим направлениям:

1.Мониторинг удовлетворенности субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, партнеры):

  • удовлетворенность обучающихся, родителей, партнеров, родителей работой педагогического коллектива (по результатам анкетирования, отзывам о работе педагогов);
  • динамика создания условий для успешного и качественного образования (организация работы творческой группы учителей, обсуждение итогов работы на научно-методических семинарах, подготовка открытых уроков, публикация статей).

2.Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов:

  • рост числа участников и победителей в конкурсах педагогических достижений, городских и национальных проектах;
  • диссеминация педагогического опыта (выступления и доклады на семинарах, научно-практических конференциях, подготовка публикаций, создание портфолио, распространение опыта).

3.Мониторинг качества образования:

  • внутренняя оценка качества знаний (результаты оценивания по предметам, итоги переводной аттестации);
  • внешняя оценка качества знаний.

4.Мониторинг социально-общественной активности обучающихся:

  • результаты творческих конкурсов,
  • участие обучающихся в социально-общественных мероприятиях разного уровня (выставки, конкурсы, акции, праздники и др., количество участников, разнообразие мероприятий).

5.Мониторинг организации сотрудничества с партнёрами ОУ:

  • обсуждение хода исследования на совместных заседаниях кафедры ЮНЕСКО  РГПУ им. А.И.Герцена и педагогического коллектива школы;
  • наличие интерактивных форм взаимодействия с родителями, учреждениями образования:

6.Мониторинг изменений в системе методической службы ОУ:

  • изменение функционала и повышение качества методической работы (по итогам мониторингов качества образования и роста профессиональной компетентности педагогов);
  • создание междисциплинарных методических объединений;
  • создание временных научно-исследовательских коллективов педагогов по проблеме исследования.

 

Предполагается входящий, текущий и заключительный мониторинг. Результаты мониторинга будут использованы для корректировки деятельности учителей, работающих с начальными классами по проведению исследования, и рекомендаций по внедрению проекта в других ОУ.

 

VIII. SWOT-анализ о возможности проведения ОЭР, в т.ч. описание опыта работы в данном направлении (Приложение)

Внутренние факторы

 

Факторы, способствующие проведению исследования 

 

Сильная сторона фактора

Слабая сторона фактора

Система управления ОУ

 

 

 

 

 

 

 

Профессионализм руководителей разного уровня, ориентация на развитие научно-методических исследовательских умений педагогов.

Информатизация процессов управления

Приоритет управления ОУ - обеспечение функционирования учреждения

 

Образовательные программы

Вариативность в реализации образовательных программ,

нацеленность ФГОС на формирование  метапонятий и реализации диалога учебных дисциплин

Наличие противоречия

- между требованием  ФГОС к формированию метапонятий  и недостаточной разработанностью методики их формирования

- между имеющимся содержанием предметных областей в начальной школе  и отсутствием разработанных интеграционных линий такого содержания.

 Научно -методическое сопровождение ОП

 

Наличие научных руководителей и  МО учителей начальных классов

 

Отсутствие критериев эффективной методической работы, отсутствие у учителей навыков по обобщению методического опыта

Экспериментальная деятельность

Успешный опыт экспериментальной деятельности на уровне района.

Опыт проведения конференций и семинаров различного уровня

 

 Наличие профессиональных стереотипов  у педагогов, препятствующих организации диалога учебных дисциплин. Неготовностью педагогов к преодоление ключевого противоречия: между требованиями ФГОС  к метапредметным результатам в части оперирования детьми метапонятиями ( для "переноса знаний, умений, способов деятельности в  новую ситуацию "

Кадровое обеспечение и социальная защита

Высокопрофессиональный кадровый состав учителей.

Моральное и материальное поощрение  участников исследования

 

 

Загруженность педагогических кадров,  ответственность, связанная с открытым характером проведения исследования и обменом опытом с другими ОУ

 

Материально-техническая база ОУ и условия реализации  ОП

Постоянное обновление МТБ; привлечение спонсорских средств

 

Недостаточность материальных ресурсов

Количественный и качественный состав учащихся

Постоянный  контингент учащихся начальной школы

Разный уровень подготовки учащихся, поступающих в  первые классы

 

Взаимодействие ОУ с различными  учреждениями и службами

Создана система взаимодействия  с РГПУ им. А.И. Герцена, АППО, ИМЦ района

Недостаточная гибкость в организации взаимодействия

Сформированность информационного пространства ОУ

Наличие выхода в Интернет;  выделение специального раздела на сайте ОУ, посвященного проводимому исследованию, электронный обмен информацией  между учителями - исследователями

Частичное отсутствие у педагогов свободного доступа к средствам электронной коммуникации

 

Внешняя среда

 

Внешние факторы, оказывающие влияние на ОУ

Благоприятные возможности развития ОУ

Ограничения и риски

Место расположения ОУ и социально-культурное окружение

Возможность использования культурного и научного потенциала городской среды

Сложности транспортировки учащихся начальной школы к городским культурным и научным объектам

Руководство и контроль хода исследования ИМЦ района

Возможность промежуточной отчетности и корректировки хода исследования

    -----

Научно-методическое сопровождение эксперимента

Возможность тесного взаимодействия с  учеными-методистами

------

 

 

Руководитель ОУ ______________________          _________________________

                                                         подпись                                                   ФИО

 

 

 

М.П.

Поиск
Архив записей

Copyright © 2024