Данный инновационный продукт представляет собой методическое пособие
по работе над междисциплинарными
проектами учащихся начальной школы в урочное и внеурочное время, направленными на формирование познавательных
учебных действий.
Содержательную основу пособия
составляют теоретические материалы,
результаты наблюдений и практический опыт педагогов государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы
№ 615, полученные и подготовленные в ходе опытно-экспериментальной работы в
2010 – 2013 году под руководством д.п.н., профессора кафедры ЮНЕСКО Воюшиной
М.П. Пособие включает: введение, общие
положения, касающиеся целей и задач организации урочной и внеурочной
деятельности в контексте требований Федерального государственного
образовательного стандарта и описание процесса
организации работы детского, педагогического и родительского коллективов
в работе над различными по тематике проектами.
Продукт, безусловно, будет полезен учителям начальных классов,
заместителям директоров по учебной и воспитательной работе в начальной школе,
методистам, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
Актуальность продукта
связана с новым
взглядом на роль и функции внеурочной деятельности в современных условиях,
которая рассматривается, как
необходимый элемент образовательного процесса, создающий условия для активной
самостоятельной культуросообразной деятельности школьников, реализующий
междисциплинарное взаимодействие, усиливающий эффективность усвоения
программного материала и обеспечивающий
достижение конечных результатов образования - в первую очередь, личностных и метапредметных.
Инновационность данного
методического пособия связана, прежде
всего, с подробным описанием эффективного педагогического опыта организации
взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности на примере трех разных вариантов проектов, отличающихся по
форме конечного продукта, количеству
вовлеченных учебных дисциплин, количеству и составу участников: «Здравствуй,
снеговик», «Где живет сказка?», «Человек и ветер». Все представленные проекты
носят междисциплинарный характер, поскольку объединяют знания учащихся из всех предметных областей, при
этом не повторяют формулировку тем учебного материала, а требуют применения
знаний в необычных условиях.
Чтобы показать, как реализуется на
практике связь урочной и внеурочной деятельности в пособии приводится не только
подробное описание проектов, но и конспекты уроков, на которых ставится
проблема, запускается проект, дается учебный материал, поддерживающий
внеурочную деятельность ребенка.
Новой является и позиция
авторского коллектива, свидетельствующая об овладении педагогами новым профессиональным
мышлением, она заключается в том, что проект нельзя повторить по готовому
сценарию, важно, чтобы каждый ребенок
сам прожил все ее этапы, чтобы реализовывались идеи, высказанные классом, а не
план, составленный учителем. Главный девиз проектной деятельности,
представленный в пособии: отдай
инициативу ученику!
В чем же тогда смысл методических
рекомендаций, конспектов? Нужны ли они учителю? Представляется, что нужны. Но
не для копирования, а для творческого осмысления целей, задач, хода работы, специфики организации
деятельности детей – то есть тех методических условий взаимосвязи урочной и
внеурочной деятельности, знание которых позволит учителю вместе с детьми
создавать собственные проекты.